Знакомство с человеком, создавшим улун Дарджилинг

Каким-то образом напиток того или иного сорта связан с событиями, определившими судьбу Сумона Маджумдера, человека, которому некоторые приписывают создание сорта чая улун Дарджилинг.

В какой-то мере это также определило путь, пройденный чайным поместьем Намринг — крупнейшим по площади и производству в Дарджилинге, которым управляет компания, в которой работает Маджумдер, — за последние несколько лет.

Генеральный директор по маркетингу и экспорту компании HMP Poddar Group, которой принадлежит Намринг, Маджумдер вполне мог бы заняться продажей популярного джина Blue Riband вместо чая, если бы некоторые переговоры не сорвались.

Сегодня он поднимает тост за эту историю.

Это был 1987 год, и Маджумдер, только что окончивший колледж и торговавший печатными машинками Prima, в тот роковой день оказался в офисе HMP в главном деловом районе Калькутты, где его отец работал главным дегустатором чая.

Но не алкоголь и не чай, а еще один вид напитка привлек его в офис отца.

Я приходил туда, чтобы выпить «Кампу», — говорит Маджумдер, имея в виду напиток кола, популярный в Индии в то время, когда Coca Cola еще не начала свою вторую деятельность в стране — после сворачивания индийских операций в 1977 году — а Pepsi была для индийского потребителя лишь именем.

Именно во время такой «поездки в Кампу» исполнительный вице-председатель группы Манодж Поддар увидел молодого человека, спросил его, чем он «занимался в последнее время», и, по словам Маджумдера, «высмеял» его описание работы.

«Он сказал, что я зря трачу время на продажу пишущих машинок, и предложил мне присоединиться к его компании», — рассказывает Маджумдер. «Поддары думали о приобретении Carew Phipson и выходе в ликероводочный сектор, и я был на прицеле у г-на Маноджа Поддара для этого бизнеса».

Однажды Маджумдер видел, как ликеро-водочный барон Виджай Маллья, который в то время владел компанией Carew Phipson, производящей джин Blue Riband, проходил по коридорам тюрьмы HMP. «Тогда все и решилось. Я был взволнован и решил присоединиться к HMP».

Пока шли переговоры о покупке Carew Phipson, Маджумдер начал работать в чайном подразделении HMP в качестве младшего менеджера по маркетингу, ожидая, когда сделка будет заключена и он сможет приступить к своим новым обязанностям.

Решение:   Создание аромата в мистической изоляции

В итоге переговоры провалились, и с тех пор Маджумдер был связан с чайной индустрией.

Отказ от чая

В течение следующих семи лет Маджумдер осваивал канаты чайного бизнеса, в том числе учился у своего отца тонкостям отбора проб чая. Наряду с этим он продолжал знакомиться с маркетингом в Индии и за рубежом.

В 1991 году он был приглашен бизнес-школой в Германии прочитать лекцию о чайном бизнесе. Здесь, хотя он с готовностью отвечал на вопросы по маркетинговым аспектам, он понял, что не справляется с вопросами, связанными с садом.

«Я отвечал как мог», — вспоминает Маджумдер. «Но в тот день я понял, что многого не знаю, и решил узнать все о приготовлении чая».

Именно тогда он начал упрашивать своего старшего в компании, покойного Б.К. Тивари, которому, по словам Маджумдера, он обязан всем, что знает о чайном бизнесе, позволить ему посетить сады и научиться этому ремеслу буквально с нуля.

Именно в Намринге он начал экспериментировать с формозским улуном, пытаясь вывести «дарджилингский сорт». В этом ему помогали наставник Тивари и друг Карел Тейма из голландской брокерской компании Rotterdam Tea Trade.

Им удалось создать нечто похожее на тайваньский улун и назвать его «Дарджилингский улун». Маджумдер говорит, что лично он был недоволен своим первым экспериментом, но чай был продан компании Haelssen and Lyon из Гамбурга, Германия.

«Это был первый раз, когда Намринг сделал и продал улун», — говорит он. «Я всегда старался выходить за рамки привычного… даже сейчас я пытаюсь это делать».

В 1994 году, вооружившись лучшим пониманием чайной торговли, Маджумдер присоединился к конкурирующей компании Darjeeling Consolidated, которая в то время владела известными садами Сингбулли и Баласун, а затем продала их в начале и середине нулевых годов.

Профиль работы Маджумдера остался неизменным: маркетинг чая и контроль качества. Само собой разумеется, он представил дарджилингский улун в Сингбулли и Баласуне для экспортного рынка.

Решение:   27 вещей, которым я научилась к своему 27-му дню рождения

Именно здесь он начал всерьез смотреть за пределы индийских берегов и завязал новые связи на европейских рынках, таких как Франция, Италия и Германия, а также через Атлантический океан в Северной и Южной Америке.

«Это очень помогло мне, когда я вернулся в HMP», — говорит он. «У меня до сих пор есть старые контакты в чайной торговле, которые я завел много лет назад за границей».

Сумон Маджумдар с верным сторонником Namring и болливудским режиссером Имтиазом Али.

Сумон Маджумдер с приверженцем Намринга и болливудским режиссером Имтиазом Али.

Вторая работа

В 2009 году Маджумдер получил предложение от своих прежних работодателей вернуться; в группе HMP произошел раздел между холдингами, и та ветвь, которая сохранила Намринг — в лице Маноджа Поддара — хотела получить от него новую ступень.

Тивари, который тоже покинул группу, но работал в ней консультантом, официально вернулся в качестве генерального директора. Они снова объединились в пару, чтобы начать новую жизнь, пока первый не скончался около двух лет назад в Намринге, в саду, который он так любил.

Владельцы компании тоже претерпели небольшие изменения: старшие Поддары передали мантию следующему поколению, и у руля встал племянник Маноджа Поддара Пратик Поддар, нынешний глава чайного подразделения группы.

Была сформирована новая команда — Пратик Поддар, БК Тивари и Маджумдер. Сегодня в ней только Поддар-младший и Маджумдер, который говорит, что они «прекрасно ладят».

«Он снял с меня огромную нагрузку; он заботится о мельчайших деталях на уровне сада, даже о таких обыденных вещах, как неисправный вентилятор… чтобы я мог сосредоточиться на маркетинге».

Маджумдер и Пратик Поддар регулярно посещают Намринг, последний раз это было в мае этого года, когда команда из лондонского Harrods хотела осмотреть чай, который она хотела получить; дуэт был там, чтобы дать советы из первых рук.

Маджумдер говорит, что качество производимого чая страдало в течение нескольких лет до прихода нового руководства, и, хотя Намринг по-прежнему остается одним из лучших в Дарджилинге, ему все же пришлось сделать своего рода возвращение.

«Нам нужно было показать клиентам стандарты чистоты, гигиены, соблюдаемые в нашем процессе», — говорит Маджумдер. Как он говорит, пришло время для очередного нестандартного хода.

Решение:   Вспоминая дни ручного чайного аукциона

Поэтому он взял с собой на холмы кинокамеру и ноутбук, заснял весь процесс приготовления чая, сделал короткую видеопрезентацию и отправил ее Хелссену и Лиону.

«Мы устроили им «живое» шоу… они были так впечатлены процессом и свежестью, что немедленно заказали тысячу килограммов белого Намринга… вскоре их стало 1500 килограммов».

Восстановление Намринга

По его словам, первый сорт Дарджилинга, пользующийся наибольшим спросом, известен своей «дисциплинированностью» и является самым свежим, если его собирают к Пасхе.

Намрингу помогает его местоположение: теплый ветер с равнин доносит до склонов сада раньше, чем до многих плантаций на холмах в феврале-марте, что способствует более быстрому распусканию почек для первого урожая.

Пользуясь этим, HMP опережает конкурентов, отправляя образцы свежего чая из сада самолетом, чтобы получить форвардные контракты, а более крупные партии отправляются с холмов в Калькутту для авиаперевозки еще до получения счетов-фактур. «Чай был настолько свежим, что мы знали, что получим заказы», — говорит Маджумдер.

Именно так HMP познакомилась с концепцией flug tee гамбургской компании, добавляет он, имея в виду немецкую терминологию, обозначающую свежий чай, доставленный самолетом для сохранения свежести.

Новый акцент теперь делается на зеленый чай, процесс производства которого включает в себя пропаривание листа, а не ферментацию, и требует лишь легкой прокатки. «Зеленый чай Намринга — один из лучших, и мы хотим увеличить его производство».

Маркетинговые инициативы привели Пратика Поддара и Маджумдера на Восток, и теперь HMP планирует принять участие в чайной ярмарке в Сямыне в Китае в октябре этого года.

«Бизнес изменился со времен моего отца», — говорит Маджумдер. «Существует много международных правил и норм, которые необходимо учитывать, много трудовых практик, экологических вопросов. Если мы не будем следовать им, мы не сможем продавать продукцию за границу».

Похоже, что у новой команды Namring все в порядке.

На фотографии Сумон Маджумдер (справа) с Пратиком Поддаром из Namring (на переднем плане), автор — Удай Бхаттачарья.

Оцените статью
Генеральский чай
Комментарий под чаёк