Рассказы заключенных из Нилгириса

Сегодня Ути — это место, куда можно приезжать в любую погоду; его прекрасные ботанические сады осаждают миллионы посетителей, пораженных их красотой. Широкие просторы газонов и деревьев органично вписываются в Giardion all’italinana или итальянский сад.

Лишь немногие из трех миллионов посетителей садов знают, что аккуратные клумбы с разноцветными многолетниками, подстриженные топиарии под гималайской вишней и белым шелковистым дубом были спроектированы и посажены итальянскими военнопленными, которые были ненадолго интернированы в лагерь для военнопленных в Ути во время Первой мировой войны.

Итальянцы были не единственными военнопленными в Нилгирисе, но они единственные, о ком сохранился прекрасный сад; об остальных почти ничего не известно, если только вы не знаете, где их искать. Китайцы были первыми, кого интернировали на холмах. Здесь есть чайное поместье «Китайский холм», китайские тюрьмы в Надуваттоаме и тюрьма Тхоттам (сад) в поместье Тьяшола.

Сегодня все это — лишь небольшая связь с китайскими военнопленными, которые были привезены в Нилгирис между 1856 и 1860 годами после второй англо-китайской войны, также называемой Опиумными войнами, связанной с британской торговлей опиумом в Китае и суверенитетом Китая. Китайские заключенные также были привезены из поселений проливов Сингапур, Малакка, Диндинг и Пенанг. Первоначально их отправляли в Нилгирис из-за переполненности мадрасских тюрем. Но позже, когда выяснилось, что они хорошие работники, их стали отправлять на вновь открытые плантации чая и цинхоны, а также на новые стройки, которые возводились на холмах.

В Нилгирисе популярен миф о том, что китайские солдаты-полицейские научили плантаторов-первопроходцев выращивать и производить чай. Это весьма спорно, поскольку эти люди, скорее всего моряки или пираты, не могли знать ничего о выращивании или производстве чая, так как в то время выращивание чая было не только тщательно охраняемой государственной тайной, но и сложной процедурой.

Сэр Персиваль Гриффитс, британский государственный служащий и историк чая, поддержал эту точку зрения и отверг утверждения о том, что китайские военнопленные обучали плантаторов выращиванию или производству чая. Тем не менее, некоторые из китайских военнопленных были размещены в поместье Тайшола, когда в 1859 году началась посадка чая; анекдотические свидетельства говорят о том, что они также занимались посадкой чая. Записи показывают, что примерно в то же время некая мисс Кокберн (произносится как Коберн), дочь коллектора Салема, также использовала китайцев для посадки чая в своем поместье около Котагири.

В это время существовала большая потребность в квалифицированных строительных рабочих, поскольку англичане были заняты созданием дома вдали от дома. В Ути, Кунуре, Веллингтоне и Котагири строились санатории, дома, школы и правительственные учреждения. В 1868 году семь китайских заключенных, которых разместили во временных бараках в Лавдейле, сбежали и попытались добраться до морского порта. Но они были схвачены и возвращены вооруженным отрядом полиции, которому помогли бадаги, местные племена.

Решение:   Как приготовить соль из зеленого чая, 2 способа

Музей-тюрьма Надуваттом в Нилгирисе

Старая тюрьма в Надуваттоме, Нилгирис

На следующий год, в июле, когда муссонные ветры и дожди обрушились на горную станцию, двенадцать из них снова попытались бежать. Несколько полицейских партий отправились на поиски китайцев. Одна полицейская партия бесследно исчезла. Однако через две недели пленников поймали в местечке недалеко от Каликута (ныне Кожикоде); при досмотре выяснилось, что у них при себе было оружие, выданное правительством.

Поиски пропавшей полицейской группы активизировались, но только к сентябрю тела пропавших мужчин были обнаружены глубоко в джунглях в Валагхате, на полпути вниз по гхату Сиспара. Четыре тела, или то, что от них осталось, лежали в ряд, их отрубленные головы лежали на плечах. Предполагалось, что китайцы притворились сдавшимися, а затем напали на полицейских и убили их из их же оружия.

Китайское присутствие было наиболее заметным в Надуваттаме, ничем не примечательной деревне между Ути и Гудалуром на Национальном шоссе 65, где был создан большой лагерь для военнопленных. Эти заключенные использовались для работы на плантациях цинхоны вокруг этого места по указанию У. Г. Макивора, человека, который вырастил и спроектировал ботанический сад в Ути. Макивор также был управляющим фабрики по производству цинхоны в Надуваттаме, и именно по его просьбе 500 китайских заключенных были отправлены в Надуваттам. После отбытия тюремного срока эти китайцы поселились здесь.

Китайцы из Надуваттама женились на местных женщинах и зарабатывали на жизнь выращиванием кофе, овощей и молочных продуктов. В 1909 году Эдгар Терстон, английский суперинтендант Мадрасского правительственного музея, вместе со своим помощником К. Рангачари опубликовал семь томов антропологической энциклопедии «Касты и племена Южной Индии». Тамильские китайцы, жившие между Надуваттамом и Гудалуром, нашли там упоминание.

Терстон пишет: «К этому миниатюрному китайскому двору был отправлен посол с предложением, чтобы мужчины, в обмен на деньги, предстали передо мной с целью записи их размеров. Ответ, который пришел обратно, был в своем роде расово характерным для индусов и китайцев. В случае первых, разрешение на использование их тел для целей исследования зависит в основном от денежной сделки, варьирующейся от двух до восьми анн. С другой стороны, китайцы, хотя и бедные, прислали вежливое сообщение о том, что они не требуют оплаты деньгами, но будут совершенно счастливы, если я дам им на память копии их фотографий».

Решение:   Кростини из козьего сыра, грецкого ореха, меда и рукколы

Далее Терстон описывает конкретную семью: «Отец был типичным китайцем, единственной жалобой которого было то, что в процессе обращения в христианство ему пришлось «отрезать хвост». Мать была типичной тамильской парией (изгоем) сумрачного цвета. Цвет кожи детей был более близок к желтоватому оттенку отца, чем к темному оттенку матери; о полумонгольском происхождении свидетельствовали раскосые глаза, плоский нос и (в одном случае) заметно выдающиеся скулы».

Другой группой военнопленных, интернированных в Нилгирисе, были буры из Южной Африки, которых привезли в Кетти после второй англо-бурской войны (1889-1902 гг.) между британцами и двумя бурскими колониями — Трансваалем и Оранжевым свободным государством.

После длительных партизанских операций, последовавших за сражениями, британцы одержали победу. Они провели облавы на гражданское население этих штатов, чтобы предотвратить поддержку партизан со стороны гражданского населения. В Южной Африке были созданы концентрационные лагеря, а более проблемные элементы были отправлены в колонии короны за границей, например, в Индию.

нилгирис пау 2

Почта из лагеря военнопленных буров, Трихинополи.

Джон Ахмад, отставной преподаватель математики университета в Великобритании, написал мне: «Англо-бурская война длилась с октября 1899 года по 31 мая 1902 года, за это время британцы захватили около 32 500 пленных. Из-за проблем с обеспечением их безопасного содержания 24 000 были отправлены за границу в лагеря на острове Святой Елены, Цейлоне, Бермудах и в Индии; более 9 000 из них были отправлены в Индию. Первая партия прибыла в Бомбей 23 апреля 1901 года, а последняя партия прибыла 28 мая 1902 года, за несколько дней до подписания мира».

В январе 1901 года Сент-Джон Бродрик, государственный секретарь военного министерства, обратился в индийское министерство с вопросом, возможно ли создать лагерь для военнопленных на плато Нилгири, поскольку лагеря на острове Святой Елены и Цейлоне были заполнены до отказа. Лорд Керзон, вице-король, не был в восторге от этого предложения. Он сообщил в Военное министерство Индии, что в месте, предназначенном для лагеря военнопленных, плохое водоснабжение и высокая заболеваемость, например, тифом. Он предложил военному министерству рассмотреть другие места в Бомбейском и Мадрасском президентствах. В итоге в Мадрасском президентстве были созданы три лагеря — в Беллари, Кайти (Кетти) и Трихнополи (Тиручираппалли).

Решение:   Аудиокнига "Чайное вдохновение", теперь доступна

Лагерь в Кетти, долине, расположенной между Ути и Кунуром, был открыт 15 мая 1902 года и закрыт 5 августа 1902 года. Затем заключенные были отправлены в Веллингтон, после чего их отправили домой в Южную Африку. Этот лагерь был известен как лагерь условно-досрочно освобожденных, в нем содержался 821 человек. Письма домой, которые, несомненно, подвергались цензуре, описывали это место как «холодное и сырое». Военнопленных размещали в хижинах из гофрированного железа и давали те же пайки, что и британским войскам.

Власти не были слишком строгими, и заключенные в целом вели себя хорошо, хотя иногда случались случаи пьянства. Некоторые из них даже работали на кордитовой фабрике в соседнем Аруванкаду. По иронии судьбы, хотя они пережили суровую войну и массовую транспортировку в концентрационные лагеря, некоторые из них умерли, заразившись тифом, и были похоронены на продуваемых всеми ветрами кладбищах в Нилгирисе.

Время шло, и жизнь в прекрасных голубых горах была спокойной, не тронутой войнами и стычками в дальних уголках Британской империи, за исключением тех случаев, когда они возвращали пленных. Самой колоритной группой были афганцы или кабуливалы, которых часто можно было увидеть на рынке Кунура. Многие старожилы Кунура помнят высоких, свирепого вида мужчин в свободных пижамах, длинных куртах, расшитых жилетах и тюрбанах, сидящих на возвышении возле автобусной остановки. Для меня это часть семейной истории, поскольку мой дед был соседом с некоторыми из них.

До середины 1960-х годов в Кунуре проживало несколько афганцев, и, по преданию, они прибыли в Нилгирис в составе свиты афганского принца, который находился под домашним арестом в Кунуре после одной из многочисленных англо-афганских войн в начале 20-го века.

Записи об этом, несомненно, зарыты где-то глубоко в пыльном архиве. Анекдотические свидетельства говорят о том, что в большом дворцовом доме на Барлоуз-роуд, которая соединяет автобусную остановку с Бедфордом, торговым центром Верхнего Кунура, находилась резиденция афганской верхушки.

Афганский «двор» процветал там в течение нескольких лет, а затем принц уехал, а вместе с ним и субсидия, которая позволяла его свите жить в определенном стиле. Когда деньги иссякли, большинство из них собрали свои вещи и уехали. Те, кто остался, зарабатывали на жизнь ростовщичеством, а затем постепенно исчезли и они, унося с собой часть драматизма и колорита.

Фотографии Махеша Бхата. На заглавной фотографии изображены интерьеры музея-тюрьмы в Нилгирисе.

Оцените статью
Генеральский чай
Комментарий под чаёк