Жизнь и легенда Томаса Дж. Липтона

Недавно крупнейший в мире чайный бренд Lipton был продан гигантом FMCG Unilever, что стало финальной нотой для столетней компании. Несмотря на трагический конец, история о том, как 131-летний чайный бренд вышел из трущоб Глазго, является захватывающим рассказом о предпринимательском духе культового основателя Томаса Дж. Липтона.

ДЕТСТВО

Томас Джонстон Липтон родился 10 мая 1850 года в семье Томаса-старшего и Фрэнсис и был младшим из пяти детей. Его родители были ирландского происхождения, но они эмигрировали в Глазго (Шотландия), спасаясь от ирландского картофельного голода, который длился с 1845 по 1852 год и уничтожил население, состоявшее из миллионов человек. Будучи эмигрантами, они жили в четырехкомнатной квартире по адресу 10 Crown Street-Hutchesontown, в нищем районе Горбалс в Глазго. Выросший в условиях скупости на гроши, юный Липтон смог посещать приходскую школу Святого Андрея, платя за обучение 3 пенса в неделю. Именно там он овладел основными тремя «R» образования — чтением, письмом и арифметикой.

РАННЯЯ ЖИЗНЬ И РАБОТА

Однако, учитывая тяжелое положение семьи, он вскоре был вынужден оставить школу, в начале 1860 года. Нуждаясь в экономической поддержке семьи, он получил свою первую работу в качестве мальчика на побегушках в A & W Kennedy, Stationers за полкроны. Но желание большего уже укоренилось в молодом Липтоне, который вскоре ушел кроить рубашки за двойную зарплату в Tillie & Henderson. Несмотря на прибавку к зарплате, изнурительная работа не давала ему покоя, и он потребовал повышения зарплаты на 25%. Получив отказ в столь необходимом повышении, он уволился и в 1864 году поступил на работу мальчиком в каюте на линию Бернса между Глазго и Белфастом. Его заработная плата составляла 8 шиллингов в неделю. Эта работа очень привлекала молодого Липтона, поскольку рассказы бывалых моряков неуклонно укрепляли его интерес к Америке. Работа увлекает его, и именно здесь, с рассказов опытных моряков, начинается его увлечение Америкой.

По словам Липтона, его опыт работы в компании «Бернс Лайн»: «Хорошо быть живым, а еще лучше быть кают-компанией на галантном пароходе, построенном в Клайде». Радость от работы была недолгой, так как вскоре его уволили за то, что он позволил лампе в каюте задымиться и окрасить потолок. Однако главным результатом работы стало его неизгладимое увлечение Америкой, и после увольнения он использовал свои сбережения, чтобы купить билет на пароход до Нью-Йорка. На момент отъезда в Америку ему едва исполнилось 17 лет!

Решение:   Какие блоги читать в этом месяце // Октябрьский раунд-ап

ЖИЗНЬ В АМЕРИКЕ

В Америке он с головой погружается во множество профессий, доступных иммигрантам, работая на табачных и рисовых плантациях Вирджинии и Южной Каролины. На острове Кусоу он приобретает навыки ведения финансовой и бухгалтерской отчетности, которые впоследствии послужат ему хорошей основой для управления своим предприятием. Позже он возвращается в Нью-Йорк в поисках новых приключений. Случайная встреча с другим ирландским предпринимателем Александром Терни дает ему возможность работать в универмаге, что впоследствии изменит его жизнь. Работая в магазине, он перенимает американский стиль продаж и рекламы, который будет служить ему всю жизнь.

В 1869 году он снова идет против правил. В то время, когда иммигранты ехали в Америку в поисках новых возможностей, он проявляет нестандартное мышление и решает вернуться в Шотландию.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ГЛАЗГО И НОВОЕ НАЧАЛО

Приезд Липтона в Глазго имеет замечательное историческое значение. По прибытии он нанимает такси и ставит сверху кресло-качалку и бочонок муки для своей матери. Позже он использовал это в своей рекламе. Вскоре после возвращения он принимает магазин своих родителей и, используя все свои знания, меняет его состояние. В 1871 году, в возрасте 21 года, Липтон открывает свой первый магазин — Lipton’s Market по адресу 101 Stobcross Street в Глазго.

Его магазин принес новый опыт розничной торговли в Шотландии! Используя привлекательные яркие огни и витрины, магазин служит отличной достопримечательностью. Используя другую технику продаж, которой он научился у своей матери, он отсекает посредников и напрямую заключает сделки с ирландскими фермерами на поставку свежих фермерских продуктов.

Он использует «свежесть» как приманку, чтобы привлечь больше покупателей.

Проводя в среднем по 18 часов в своем магазине, часто ночуя на импровизированной кровати под прилавком, его усилия окупались сторицей, и его магазин в Стобкроссе работал настолько хорошо, что в 1876 году он переехал в более просторное помещение на Хай-стрит, 21/27. К 1882 году у него были магазины в Данди, Пейсли, Эдинбурге и Лидсе.

Именно с помощью трюков и рекламы Липтон продолжил свой путь. Он использует талант Вилли Локхарта, ведущего карикатуриста. Вилли создает для него еженедельные плакаты, что приводит к огромному всплеску популярности.

Решение:   Прядение пряжи, рассказы о ткачестве

ОБРАЩЕНИЕ К ТОРГОВЛЕ ЧАЕМ

К 1890 году, имея почти 300 магазинов, Липтон обратил свое внимание на торговлю чаем. К тому времени растущий спрос на чай в Англии вызвал большой ажиотаж, и торговцы всех мастей стали рассматривать его как выгодное предприятие. Липтон, обладавший таким острым чувством бизнеса, вскоре начал узнавать больше о торговле чаем от лондонских брокеров. Это привело его к решению сделать то, что он уже делал с большим успехом — «убрать посредника, получая прибыль и себе, и своим клиентам».

Присматриваясь к следующему предприятию, он тайно заказал билет до Австралии, но высадился в Коломбо, на Цейлоне, чтобы посетить чайные плантации. Чайная промышленность на Цейлоне еще только зарождалась, когда Липтон прибыл на остров в 1890 году. Первоначально на Цейлоне были кофейные плантации, но с 1869 года вспышка грибка Hemelia vasatrix привела к упадку. К 1878 году грибок уничтожил выращивание кофе на Цейлоне, что привело к росту производства чая.

Липтон хотел снизить цену на чай с явной целью обеспечить более бедные рабочие классы Шотландии доступным продуктом. Он решает избавиться от посредников-оптовиков; он покупает собственные чайные поместья, или «чайные сады», на Цейлоне, Шри-Ланка. Он разумно решает вступить в партнерство с другим шотландцем (Джеймсом Тейлором). За короткий период времени он становится владельцем пяти плантаций, причем его любимая — Дамбатенне, захватывая процесс производства.

Чтобы привлечь купажистов, он предлагает им удвоить их нынешнюю зарплату, и вскоре они начинают работать на Липтон. Чай был более свежим, и, конечно же, у него был готов новый слоган: «Прямо из чайного сада в чайник». Опираясь на свой опыт работы в бакалее, он решает модернизировать упаковку. Ранее чай продавали прямо из больших сундуков, взвешивая необходимое количество для каждого покупателя, что приводило к низкому качеству. Lipton вводит стандартные размеры — ¼ фунта, ½ фунта и 1 фунт.

Он использует изобретательный маркетинг, чтобы повысить спрос на чай настолько, что его 300 магазинов не могли его удовлетворить. В процессе Липтон стал торговой маркой национального товара и именем нарицательным. Его магазины сделали его миллионером, но чай сделал его мультимиллионером.

Решение:   Рецепт: Коктейль с холодным чаем

ВЫХОД НА БИРЖУ И ЛИПТОН СЕГОДНЯ

В 1898 году Липтон «уступил общественному резонансу» и стал компанией с ограниченной ответственностью. Профессиональный взгляд на компанию заключался в том, что, хотя она и была прочной, медленный и устойчивый рост поможет осуществить общее расширение.

Общественная симпатия к бренду приводит к небывалому ажиотажу, полиция регулирует толпы в Национальном банке Шотландии. Заявок поступает почти на 50 млн фунтов стерлингов (10 млрд фунтов стерлингов по сегодняшним меркам). 2 июня 1898 года Липтон провел свое первое собрание акционеров. В том же 1898 году Липтон в возрасте 48 лет отправляется на остров Уайт, чтобы королева Виктория посвятила его в рыцари. В 1902 году он также получает баронетство, став баронетом Осиджа в Саутгейте, Мидлсекс. Став публичной компанией, Lipton’s продолжает процветать, увеличивая оборот и дивиденды, как и прогнозировалось.

Однако в 1920-х годах ситуация изменилась. В конкуренцию вступают такие крупные компании, как Home and Colonial Stores и Van den Berghs (позднее ставшая частью Unilever). В 1927 году Van den Berghs приобретает 25% акций. Липтон, теперь уже сэр Томас, передает кресло сэру Фергюсону и уходит на пенсию в качестве пожизненного президента.

Однако в течение двух месяцев он продал свои акции компании Meadow Dairy Company (контролируемой Home and Colonial). По слухам, ему заплатили 1 000 000 фунтов стерлингов.

Однако он не отказался от контроля над своей американской компанией Thomas J. Lipton Inc. и от своих чайных интересов на Цейлоне. Он мирно скончался во сне в своем доме в Осидже 2 октября 1931 года. В 1937 году постановлением Высокого суда его попечителям было разрешено продать его долю, а вырученные средства передать в траст Липтона на благо бедных в Глазго. К 1946 году фонд Липтона пожертвовал городу в общей сложности 821 000 фунтов стерлингов. В 1972 году бренд приобрел гигант розничной торговли Unilever.

Наследие сэра Томаса Липтона продолжает жить, особенно в высокогорных районах Шри-Ланки, на плантации Дамбатенне. Статуя и сиденье, посвященные его памяти, стоящие перед плантацией, существуют и по сей день. Это место, где глазвежский маньяк решил построить свою чайную империю.

Оцените статью
Генеральский чай
Комментарий под чаёк