Как чай помог в борьбе за права женщин!

Чайные романтически изображаются как уютные и приятные места, где можно расслабиться и насладиться чаем с пирожными, печеньем и бутербродами. Их мифология подкрепляется воспоминаниями о булочках и сгущенном креме. За фасадом «старого света» скрывается более темная история, когда эти неприметные места стали силой, используемой боевиками, агрессивно подрывающими Конституцию США и основы британского и канадского законодательства. Это помогло им добиться успеха в их семидесятилетних усилиях. Чайные комнаты были также деловой пятой колонной, подрывающей стабильную практику, сложившуюся в течение длительного времени.

Подрывная деятельность чайных комнат велась по трем направлениям:

  1. Использовать демографические и социальные сдвиги для создания новой денежной экономики в обход установленных нормативных и деловых процедур.
  2. Создать организационную базу для мобилизации боевиков и привлечения сочувствующих.
  3. Дестабилизация семейной жизни и ролей.

Главную причину всего этого можно выразить одним словом: женщины.

Это открытие сформулировано легкомысленно, но оно совершенно серьезно и точно. Tearooms сыграли ключевую роль во всех движениях за права женщин и суфражисток 1850-1920-х годов, дали женщинам возможность создать свой собственный малый бизнес и предоставили женщинам пространство для формирования личности и действий вне дома.

Коммерческие инновации достигли критической массы в Великобритании и США в 1880-х годах и достигли пика в 1920-х годах. Бизнес, по сути, был закрыт для женщин, как и профессиональная деятельность. Они не могли стать врачами, адвокатами или получить высшее образование. Даже офисная работа была под запретом. В «Рождественской песне» Дикена клерком Скруджа был Роберт Крэтчит, а не Роберта, а в западных фильмах почти все банковские кассиры, телеграфисты и официанты — мужчины. Чай ассоциировался с женщинами — на их месте. Это означало дома, в качестве хозяек и на небольших общественных собраниях.

История радикального слезотечения начинается с самого названия «комната». В 1680-х годах сочетание кофе и сахара создало в Британии совершенно новый тип заведения — кофейный «дом». Он стал общественным заведением, центром для деловых сделок — первая и величайшая в мире страховая компания Lloyds of London была основана в кофейне — для прессы и для политического лоббирования. Кроме того, это было исключительно мужское место; женщинам туда вход был запрещен законом.

Чай сменил кофе в качестве национального напитка, но чайного эквивалента кофейни не было. Чай оставался дома. Во Франции, где чай стал любимым напитком богатых людей раньше, чем в Англии, чайные салоны были тщательно продуманными и престижными и проводились по приглашениям — в домах богатых светских львиц.

Томас Твайнинг создал свою репутацию благодаря кофейне «Том». Он никогда не создавал чайный дом, но открыл магазин по соседству. Только в 1860-х годах начали работать первые заведения, где подавали только чай. Они получили обезоруживающее название «комнаты».

Женщины не могли управлять «ресторанами» (даже в 1910-х годах, согласно многочисленным отчетам США и Великобритании, они не могли даже обслуживаться в них без сопровождения мужчин), обращаться за кредитами для бизнеса, заниматься продажей алкоголя или вторгаться в культуру кофейни.

Но по мере роста мобильности и экономического роста они могли открыть небольшое помещение в своем доме или в арендованном месте. Чайная была естественной, привычной и социально приемлемой коммерческой возможностью — просто комната. Это был наличный бизнес, не требовавший большого капитала или запасов. Он также привлекал новую базу женщин-клиентов. Они могли собираться группами и даже входить в одиночку. Серверы тоже неизменно были женщинами. Было немыслимо, чтобы мужчины работали на женщину-начальника.

Решение:   Краткий урок об азиатском зеленом чае

Все новые и новые силы расширяли трещины в стенах, которые так долго блокировали женщин в бизнесе. Одной из них стал автомобиль. К 1920 году в США их было восемь миллионов. Они использовались в основном для поездок на отдых, а не для работы или поездок на работу. Семьи, отправляющиеся на прогулку, хотели иметь возможность остановиться, чтобы слегка подкрепиться, что способствовало расширению небольших женских предприятий в сельских туристических районах.

В США движение за воздержание способствовало развитию чайных комнат за счет баров. Бум в обучении домашней экономике, единственном доступном образовании для профессионального роста женщин, расширил ассортимент продуктов и время подачи: к послеобеденному чаю добавились завтрак и обед. (В одном из обзоров бума чайных комнат 1920-е годы описываются как десятилетие салатов).

Творческие и выдающиеся предприниматели вывели домашнее расширение на новый уровень. Знаменитая «Ивовая комната» Кэтрин Крэнстон в Глазго, Шотландия (на баннере), была реконструирована и воспроизведена в музеях благодаря ее инновациям в дизайне и спонсорству крупного модерна в архитектуре и оснащении ее чайных комнат.

Мисс Крэнстон

Чайный дом мисс Крэнстон, Глазго

Фрэнсис Вирджиния построила чайное заведение, которое ежедневно обслуживало примерно один процент населения Атланты в 1920-х годах. Она была образцовым работодателем, одной из первых предложила льготы и платила афроамериканскому персоналу наравне с белыми. Во время депрессии она раздала бесплатных продуктов на сумму около миллиона долларов.

Появилось новое клише: Место женщины — в буфете, а не дома. Для тысяч людей это выражалось в создании небольших стартапов, но все чаще это означало использование чая как базы для организации, мобилизации, обучения и сотрудничества в целях социальных реформ.

Невозможно написать историю движения за права женщин в Великобритании и США, в которой чай не был бы доминирующей нитью. В равной степени, вы можете взять эту нить и проследить ее, чтобы создать всеобъемлющую историю движений.

Наиболее известные лидеры признали, что ассоциация чая с женщинами обеспечивает символическое общее чувство идентичности плюс более ощутимые преимущества для действий. Движения суфражисток, за права женщин, за объединение в профсоюзы (женщины были исключены из профсоюзов) и связанные с ними движения за социальные реформы 18-го — начала 20-го веков столкнулись с проблемой: где женщинам встретиться, чтобы организоваться?

Решение:   Искусство Эрл Грей с чаем Twinings

Элизабет Кэди Стэнтон является примером как ответа, так и его последствий. Чай является постоянной нитью ее повествования, символизируемой ее знаковым трехфутовым передвижным чайным столиком. Она использовала его для сбора женщин, мобилизовавших представителей всех социальных классов на съезд — чайное мероприятие, — результатом которого стала Декларация чувств Сенека-Фолс 1848 года, ставшая первым залпом в «большом движении» за женское избирательное право.

Это было небольшое собрание Стэнтон и четырех друзей, которые впервые создали обязательства и повестку дня для съезда в Сенеке. Она смогла выразить им свой гнев по поводу социальной несправедливости, которая лишала замужних женщин даже «личности», но юридически мертвой, не давала им никаких прав на собственность и отнимала всю социальную и финансовую автономию.

Наверняка было много подобных заседаний с жалобами, но ни одно из них не привело к тому, что обычная домохозяйка, как она сама себя называла, стала титаническим лидером. Что ж, возможно, был еще один не менее важный случай: Чай Пенелопы Баркер для большой группы женщин, который привел к созданию «Эдмонтонского (Каролинского) чаепития» в 1774 году.

Эта инициатива вызвала не только недоумение. Крупнейшая британская газета осудила женщин в злобной и часто воспроизводимой карикатуре. Колониальные протесты не были новинкой, но организованные женщинами — да. Это была одна из первых ключевых инициатив, которая мобилизовала женщин на управление бойкотом британских товаров, поиск заменителей — метко названное Движение домашней одежды — и компенсацию за сокращение импорта.

Баркер четко осознавала свою роль: «Возможно, до сих пор только мужчины протестовали против короля. Это означает лишь то, что мы, женщины, слишком долго не давали услышать свой голос. Мы подписываем свои имена под документом, а не прячемся за костюмами, как это делали мужчины в Бостоне во время чаепития. Британцы узнают, кто мы такие». Они узнали, и они не были довольны.

Чаепитие в Эдентоне

Чайная акция Баркера предшествовала акции Стэнтона, но указывает на то, насколько мощным подрывным оружием должен был стать чай. Декларация настроений — это эпохальный документ. Она была подписана на столе, который был поставлен во главе гроба Сьюзен Б. Энтони на ее похоронах в 1906 году.

К Элизабет Кэди Стэнтон за ее столом путешественника присоединились другие чайные диверсанты; Мэри Шоу, актриса и драматург, которая использовала чай и театр для мобилизации своей общины, чтобы поднять свой голос в действии, в том числе основала для них клуб «Гамут», полностью оборудованный газовыми горелками и кухней; Альва Бентон, богатый член семьи Вандербильт, использовавшая свое богатство очень умно, чтобы обеспечить чайные места и мероприятия для приема сочувствующих, активистов, доноров и союзников; и Эмма Панкхерст, британский специалист по обеспечению того, чтобы пресса делала хорошие фотографии суфражисток, прикованных к перилам и преследуемых полицией. Она использовала чайные клубы/комнаты в качестве партизанских форпостов.

Решение:   Ода чаю улун

Шоу использовала городскую географию и динамичную жизнь Нью-Йорка, чтобы распространить феминистские идеи среди продавщиц и за пределы преимущественно среднего класса, составлявшего основу женских организаций. В Лондоне и Нью-Йорке чайные комнаты стали местом прогулок радикальных феминисток, социальных активисток, актрис, журналистов, сборщиков средств и организаторов. Они не всегда были только для женщин, но именно они устанавливали правила приема, именно они устанавливали приватность и автономию.

Существует множество параллелей между тактикой борьбы за гражданские права для афроамериканцев и женщин, а также множество связей между лидерами. На каждой из основных инициатив Стэнтон, основанных на чаепитии, включая Декларацию Сенеки, ее друг Фредерик Дуглас присутствовал в полном почете и красноречии. Чайные играли ту же роль, что и церкви аболиционистов и общественные базы эпохи лидерства Мартина Лютера Кинга.

Многие аболиционисты были суфражистами, а также сторонниками умеренности. (Чай ассоциировался с антиалкогольной социальной реформой) Стэнтон начинала как квакер-аболиционист. Фредерик Дуглас был близким другом и ее, и Сьюзен Б. Энтони.

Но между группами и их тактикой существовали различия: белые женщины из среднего класса, естественно, тяготели к чайной культуре в отличие от бедных или, возможно, более непривилегированных, которые больше ориентировались на свои церкви. Северный феминизм иногда продвигал свою собственную идею, пренебрегая или преуменьшая активность южных чернокожих, и наоборот. Даже Стэнтон попала в ловушку, разменяв миссию Дуглас на непосредственные приоритеты ее групп.

Чайные комнаты и клубы не являются вехами в движении против рабства. Но они связывают всех феминисток. Британские суфражистки были гораздо более агрессивными и конфронтационными, чем более благовоспитанные американки. Как правило, они использовали чайные комнаты для хранения своих запасов камней, которыми они разбивали окна во время демонстраций. Комнаты, в свою очередь, были легко узнаваемыми целями для нескольких бомб со вспышками от легиона противников феминизма.

Чай, однако, не был столь важен для афроамериканских целей. Только недавно исследователи начали составлять карты чайных комнат, которыми заведовали чернокожие женщины. Их оказалось очень мало. Различия можно проиллюстрировать на примере чайной посуды. Стэнтон, Паркхерст, Белмонт, Сьюзен Б. Энтони — все они выпускали свою собственную фирменную посуду.

Одной из самых изобретательных и эффективных связей между чаем и правами были розовые чайники, продаваемые «Знаменитой пятеркой» в Канаде, которая провела десятилетия в начале 1900-х годов, борясь за то, чтобы женщины были юридически объявлены «личностями». Можете ли вы представить себе чайник MLK или сахарницу Thurgood Marshall?

pk-tearoom-12

Так заканчивается этот слишком короткий обзор увлекательных и достойных восхищения людей, бурных событий, мужества и гениальности.

Оцените статью
Генеральский чай
Комментарий под чаёк