Ради любви к Гималаям

В Дарджилинге всегда есть что-то интересное за углом. Примерно в часе езды от Силигури мы были в Калимпонге, где наткнулись на интересное зрелище — группу детей, рисующих под руководством очень приятной женщины. Что здесь происходит? спросили мы с любопытством. Так мы познакомились с Хемлатой Прадхан. Ботанический иллюстратор, получившая образование в Лондоне, теперь она руководит художественной школой, которая выполняет двойную задачу — учит детей искусству, а также изучает окружающую среду. Мечта Хемлаты — создать Гималайское общество естественной истории.

Выдержки из нашей беседы:

Вы выросли в предгорьях Гималаев. Какое ваше самое раннее воспоминание?

В моем детстве было много замечательных воспоминаний! Когда я рос на лоне Гималаев, я помню, что большую часть времени мы проводили на нашей маленькой ферме у реки Релли в Калимпонге, где мы сажали деревья и другие растения, играли на грязных рисовых полях, складывали сено, плескались в близлежащих ручьях, в которых было полно крабов и крошечных рыбок! Вечерами мы сидели у открытого огня под звездным небом, смотрели на светлячков, тихо парящих в ближайших кустах, и слушали местные народные сказки в виде волшебных песнопений от шамана («дхьякри»), который также работал смотрителем на нашей ферме. Я также помню, как мой отец, увлеченный орхидолог, садовод, писатель, ботанический иллюстратор и мастер нелегкого дела, пытался научить нас названиям растений, деревьев, насекомых и птиц, которые нас окружали, и брал нас на экскурсии в близлежащие джунгли Лава и Кафер, чтобы мы могли наблюдать природу в ее лучшем виде. Все это и многое другое сыграло важную роль в формировании интереса и увлечения миром природы.

Не могли бы вы рассказать нам немного о флоре Дарджилинга?

Гималайский Дарджилинг имеет интересный рельеф с большим разнообразием высот (тропические, субтропические, умеренные, субтемпературные и альпийские зоны), климатических условий и разнообразия среды обитания. Здесь произрастает почти 4 000 видов цветущих растений, включая орхидеи, папоротники, рододендроны, примулы, бесчисленные виды бесцветковых растений, мхи, водоросли, грибы и др. Здесь также можно встретить огромное разнообразие деревьев, таких как магнолии, дубы, каштаны, вишни, клены, березы, хвойные деревья, можжевельники, ели и т.д. Так что Дарджилингские Гималаи — это определенно сокровищница для любителей растений и энтузиастов!

Вставка-4

Картина Paphiopedilum hirsutissimum, растущего в естественных условиях. Средство: Акварель Бумага: Fabriano, 300 gsm, горячее прессование. CopyrightHemlataPradhan 2017

Как ваша любовь к растениям нашла свое отражение в картинах?

В детстве, помню, я очень любила рисовать все, что попадалось под руку, настолько, что к концу года мои школьные учебники были испещрены каракулями. Когда мне исполнилось одиннадцать лет, я случайно наткнулся на полевые зарисовки моего отца, а затем на картины для его книг об орхидеях, рододендронах и т.д. Тогда я понял, что это именно то, что нужно. Тогда я понял, что это именно то, чем я хочу заниматься: рисовать и писать орхидеи и другие растения природы на своем собственном языке, чтобы выразить свою любовь и заботу о мире, в котором я вырос. Прошло около 30 лет с тех пор, как я впервые отправилась в это путешествие, чтобы найти себя и свое предназначение в жизни, от детского хобби, переросшего в страсть, до карьеры художника-ботаника.

Решение:   Рецепт макарунов с сырым шоколадом Матча

Ваша карьера одновременно необычна и интригующа. Много ли в мире ботанических иллюстраторов? Что заставляет человека выбирать именно эту профессию?

Ботаническая иллюстрация — это жанр, который отражает развитие искусства и науки на протяжении более 500 лет и популярен во многих странах, таких как Англия, Шотландия, США, Австралия, Сингапур, Малайзия и Япония. Поэтому можно с легкостью утверждать, что иллюстраторов по всему миру очень много, а с наступлением нового века, открытием новых видов, движениями за сохранение природы и осведомленности и т.д. спрос на ботанических иллюстраторов растет с каждым годом, особенно в таких странах, как Индия, где этот жанр угас и окончательно прекратился, когда европейцы покинули Индию.

Занятие ботанической иллюстрацией как карьерой — это вопрос личного выбора. Для меня это началось как хобби, которое переросло в серьезное увлечение, а теперь это карьера, которую я очень люблю!

Вы учились в Королевском ботаническом саду (Кью) и Королевском колледже искусств в Лондоне. Но после учебы вы решили вернуться в Калимпонг. Чем вы хотели заняться дома?

Я хотела продолжать освещать проблемы сохранения индийских орхидей и других растений с помощью своих картин, чтобы помочь привлечь внимание общественности к бедственному положению этого великолепного наследия нашей планеты и принять меры по его сохранению в местах обитания. Я также основал школу естественно-исторического искусства, где мы обучаем детей на низовом уровне и в местном сообществе различным формам искусства с участием природы и природных объектов, которые нас окружают, одновременно пропагандируя естественно-историческое искусство, образование, сохранение и устойчивое развитие.

Студенты HTHNA заняты созданием художественного произведения в школе. Любезно предоставлено Хемлатой Прадхан

Студенты HTNHA заняты созданием художественного произведения в школе. Любезно предоставлено Хемлатой Прадхан

Расскажите, пожалуйста, подробнее о Гималайском тресте естественно-исторического искусства (HTNHA) и вашей художественной школе для детей.

Для того чтобы осуществить свою мечту — объединить искусство, образование, охрану природы и устойчивое развитие на низовом уровне, в 2003 году я основала благотворительный фонд под названием «Гималайский трест естественно-исторического искусства» (HTNHA) на начальные средства, подаренные мне леди Лизой Сэйнсбери (Великобритания). С 2011 года Фонд проводит различные практические семинары и занятия с помощью приглашенных преподавателей и волонтеров из разных уголков Индии в области естественно-исторического искусства. В то время как днем дети посещают обычные школы, они посещают художественную школу по вечерам, в выходные и во время каждого крупного праздника.

Детей учат внимательно наблюдать за природой и документировать ее в виде набросков, картин, каракулей, слов и карт, используя традиционные техники, методы и материалы. Их также знакомят с целым рядом образовательных идей и практик и учат интегрировать их с основными предметами (такими как английский язык, естественные науки, география, история, математика и т.д.), тем самым поддерживая и поощряя целостный подход к обучению, которое взаимосвязано и приносит удовольствие. Детей также учат быть инновационными и разносторонними в своих рисунках и поощряют пробовать различные стили, техники и средства. Образовательные экскурсии составляют важную часть школьной программы. Помимо уроков рисования, мы приглашаем различные школы и институты посетить нас, чтобы дети могли общаться и учиться друг у друга, чтобы у них возникло чувство единства, совместного общения, обмена знаниями, идеями и дружбы. Эти практические занятия улучшают процесс обучения.

Решение:   "Немного английского завтрака для меня, моя дорогая!"

Со временем дети выходят из своей скорлупы, обретают уверенность и веру в себя. Их отношения дома тоже изменились к лучшему, поскольку они стали более ответственно относиться к своим обязанностям и образованию, и родители тоже начинают понимать ценность того, чему учатся дети. Этот процесс не только помог им развить и отточить свои художественные навыки, но и помог развить их уверенность в себе, одновременно обучая сочетать художественное мастерство с глубоким уважением и пониманием окружающей природы.

Что Вы больше всего любите в Гималаях?

Родиться на лоне Гималаев означает быть в святом общении с матерью-природой каждую секунду своей жизни! Помимо богатства и разнообразия флоры и фауны, богатых природных ресурсов и живописной красоты, Гималаи также отличаются богатым культурным, расовым, языковым и религиозным разнообразием и укладом, но в отличие от безразличия и раздоров, которые все это приносит в другие части страны и мира, мне нравится то, что люди в Гималаях научились жить как единое целое, в любви, мире и братстве. Мне также нравится простой, скромный, неформальный и незамысловатый образ жизни здесь.

Настенная фреска, созданная студентами ХТНХА с использованием натуральных цветов. Фото любезно предоставлено Хемлатой Прадхан

Настенная фреска, созданная студентами HTNHA с использованием натуральных цветов. Фото любезно предоставлено Хемлатой Прадхан

Какой стала ваша жизнь после возвращения в Калимпонг?

Живопись, конечно, отошла на второй план, поскольку я стала тратить все свои часы на развитие художественной школы, и хотя я очень скучала по ней, тот факт, что эти знания будут передаваться новому поколению, поддерживал меня. Поскольку мы (наставники) впервые обратились к детям на низовом уровне, первым шагом для нас было заново учиться и перевоспитывать себя, чтобы прорвать блокады, которые дети возводили годами, защищаясь от общества, которое не могло видеть дальше их неблагополучного положения. После этого стало легко установить прочную связь и поделиться с ними гораздо большим, чем искусство. По мере того, как дети постепенно начинали открываться и смотреть за пределы своих границ, они вскоре поняли, что в искусстве и творчестве есть много надежды и свободы, а вместе с этим пришла уверенность в себе и желание добиться большего. С тех пор их уже не остановить, и жизнь каждого из нас в художественной школе стала прекрасным опытом обучения, творчества, экскурсий, выставок и интерактивного сотрудничества.

Вы говорите о повышении осведомленности о гималайской флоре. С какими проблемами сталкиваются они и экосистема Дарджилинга?

В 2002 году было ужасно наблюдать, как вырубаются большие площади деревьев, срезаются огромные участки холмов и необратимо разрушаются уникальные уголки природной красоты в результате реализации проекта строительства плотины на реке Тееста в Северной Бенгалии, в непосредственной близости от заповедника Махананда в предгорьях Гималаев. Тысячи орхидей и других растений, представляющих большой научный и эстетический интерес, которые являются частью сложной сети жизни в долине, были уничтожены без раздумий. В подобной ситуации безжалостно нарушается не только гималайская флора, но и вся экосистема. Но главные угрозы природе — это не только строительство дорог и плотин, урбанизация, вырубка первичных и вторичных лесов, лесные пожары и т. д. Я считаю, что самой большой и мощной угрозой является человеческий разум, который задумывает эти проекты ради благополучия человечества, но при их осуществлении разрушает саму ткань нашей жизни. Я боюсь, что красота Гималаев скоро уйдет в прошлое, если будет продолжаться безудержное развитие, как в долине реки Тееста и других местах в Гималаях.

Решение:   Чайная медитация для начинающих

Чувствуете ли вы фатализм по этому поводу?

Это правда, что в Калимпонге (и во всем Дарджилинг-Хиллз) произошли огромные, душераздирающие и неузнаваемые изменения, будь то социальные, экономические, политические или экологические. Но не все потеряно, поскольку, несмотря на неизбежность происходящих изменений, они также помогают прямо или косвенно повысить осведомленность людей, особенно молодого поколения, о нашем сокращающемся наследии и его последствиях. Это, в свою очередь, помогает им обратить более пристальное внимание на свои давно забытые корни, культуры и традиции, которые когда-то давно возникли из их глубокой связи с природой и всем естественным! Многие молодые люди с холмов и из других мест, которые почувствовали, что холмы зовут их, собираются вместе, чтобы внести свой вклад и стать волонтерами в образование, обучение и улучшение жизни людей здесь. Все это и многое другое, по моему личному мнению, является первым обнадеживающим шагом на пути к исцелению холмов. Нужно только продолжать набирать обороты, а мы должны продолжать поощрять эти позитивные изменения!

«Мой любимый уголок», — говорит Хемлата о своем рабочем месте в доме в Калимпонге. Фото любезно предоставлено Хемлатой Прадхан

Как проходит день в вашей жизни?

До создания художественной школы я могла проводить большую часть дня (иногда даже до 12 часов) с бумагой, красками, растениями и музыкой, не отвлекаясь ни на что другое. Однако последние шесть лет мне пришлось взять творческий отпуск, поскольку художественная школа отнимала у меня большую часть времени. Сегодня, когда старшеклассники работают более самостоятельно, я снова начала рисовать, и хотя у меня не так много часов, как раньше, я чувствую себя счастливой от того, что вернулась к кистям, краскам и бумаге.

Создание картины — это прекрасное путешествие, состоящее из преданности, терпения, приключений, открытий и медитации. Но прежде чем перенести все свои наблюдения, мысли и опыт на бумагу, я провожу долгие часы в лесах/полях/питомниках растений, зарисовывая растения и среду обитания, делая заметки, составляя цветовые карты и т.д. Этот предварительный этап изучения растения во всей его полноте, я считаю, очень важен для создания успешной картины. Нет ничего лучше, чем наблюдать за природой из первых рук, впитывать жизненные формы, чувствительность, цвета и «чувствовать» объект (ы) вблизи. Любовь к предмету и связь с ним играют жизненно важную роль, и это, я считаю, ведет меня к творчеству. Люди всегда спрашивали меня, как мне удается рисовать замысловатые корни, волоски, мхи и т.д., и я всегда отвечал им, что это выше моего понимания, как я это делаю! Я думаю, что на этом этапе и на этапе детализации вы становитесь настолько «тесно связаны» с объектом, что сами становитесь объектом, а рука просто делает свою работу!

Хемлата

Оцените статью
Генеральский чай
Комментарий под чаёк