Поднимаем бокалы за Манирама Девана — отца чая Ассам

Вечнозеленая песня, которую поют по всему Ассаму, переведенная на хинди и ставшая очередным хитом, лишь немногие знают истинное значение этого золотого шедевра.

Подобно искусству ваяния, написание истории имеет определенную тенденцию отсекать факты и события, которые, по мнению историков того времени, не способствуют основному повествованию. Чаще всего люди теряются в истории, а история попадает в ловушку к людям, и вскоре история становится синонимом полуправды и скрытых историй. Одна из потерянных историй, погребенных под слоем выбеленного повествования, — это открытие чая в долинах Ассама и история легендарного чайного плантатора Манирама Девана.

Выдающийся деятель движения за свободу и один из первых индийцев, основавших чайные сады в Ассаме. Выходец из знатной семьи, Манирам Дутта Баруах имел тесные связи с британской Ост-Индской компанией. Его приглашение майору Роберту Брюсу и Чарльзу Александру Брюсу познакомиться с племенем сингпхо и их традициями питья изменит популярные представления. В дальнейшем чайный мир будет приписывать Роберту Брюсу «открытие» чая в Индии, несмотря на то, что племя сингпхо пьет чай с древности.

Открытие дверей для великой чайной промышленности Ассама привело к большим вознаграждениям со стороны британцев. Молодому Манираму были предложены желанные административные должности, и в 1839 году он был назначен Деваном первой чайной компании в мире — Ассамской чайной компании. Однако после того, как британцы свергли ахомского короля Пурандар Сингха, и его многочисленные разногласия с офицерами компании, разочарование в намерениях британцев вскоре прошло, и к середине 40-х годов он бросил работу и стал прокладывать свой собственный путь.

Отчет о выращивании чая в Ассаме из газеты The Graphic — 1875 © THE BRITISH LIBRARY BOARD

Решение:   Мастер мускателя

Благодаря своему блестящему уму и приобретенному опыту выращивания чая, он основал свой собственный чайный сад в Чениморе в Джорхате, став первым индийцем, который стал выращивать чай в Ассаме в коммерческих целях. Манирам Деван осознал истинный потенциал чайных плантаций и то, что они значили для британцев. Создание чайных плантаций было его способом установить подобие баланса сил и вернуть ценности на родину. В дальнейшем он основал другие плантации в Сибсагаре, постепенно диверсифицируя свою торговлю, включая добычу золота, производство соли, ручных ткацких станков, лодок и кирпичей, обеспечивая максимальную занятость местного населения для поддержания быстро истощающейся экономики Ассама.

  • Манирам Деван (в центре) вместе со своими соотечественниками

Создание частных чайных плантаций в Британской Индии было нелегким делом, поскольку на пути к этому стояли многочисленные административные препятствия и противодействие со стороны европейских чайных плантаторов. Его твердая решимость сохранить автономию Ассама, справедливое отношение к различным северо-восточным племенам и неустанное стремление британской администрации избавить народ Ассама от жалкого и безнадежного состояния бедности не были восприняты благосклонно. Вскоре он стал рассматриваться британцами как враждебный субъект. Его патриотическая позиция привела к спору о чайном саде, и к 1851 году все предоставленные Манираму средства были изъяты.

Следует отметить, что, несмотря на огромные личные и экономические потери, его праведное чувство чести укрепляло его желание вернуть подобие уважения и почета на родину. Во время мятежа сипаев Манирам рассматривал его как прекрасную возможность восстановить власть ахомов в Ассаме. Вместе с другими борцами за свободу и активистами он планировал антибританское восстание. Но удача не благоволила гордому сыну Ассама в этот последний раз, и после раскрытия антибританского заговора и последующего ареста он вместе с Пийоли Баруа был признан виновным и публично повешен в тюрьме Джорхата 26 февраля 1858 года.

Решение:   Приготовление идеального чая

Увековеченный за свою борьбу за свободу, его храброе самопожертвование привело к огромному общественному негодованию и открытому восстанию, которое истощило британское правительство. Его наследие продолжает жить в народных песнях, известных как «Maniram Dewan Geet», а в 1964 году о его жизни был снят фильм. Доктор Бхупен Хазарика написал и знаменито спел песню «Buku Hum Hum Kare», чтобы передать тревогу и борьбу за свободу. Чайный сад Манирама Девана в Джорхате позже стал лабораторией по изучению чая — Экспериментальной станцией Токлай.

История Манирама Девана пронизана слоями дружбы, предательства, раскаяния, верности, триумфа и, прежде всего, вечной славы. До сих пор история записывает его просто как «местного дворянина», который показал британцам «дикие травы» в долинах Ассама. Обеленная история уничтожает богатое наследие и повествование о «местном дворянине», который впоследствии стал известен как «Отец ассамского чая», пытаясь на каждом шагу бросить вызов и бороться с британцами, и все это с помощью скромного напитка — чая.

Оцените статью
Генеральский чай
Комментарий под чаёк